Исторические корни Тайского массажа

У традиционного тайского массажа, или «древнего массажа» («Науд Фан Боран», как его называют по тайски), за плечами – длительная история лечебного воздействия. Но древнейшие корни ТМ обнаруживаются не в Таиланде (ранее Сиам), а в Индии.

Основателем его, согласно легенде, считается врач из Северной Индии, известный под именем Дживака Кумар Бхаши, современник Будды (по некоторым сведениям его друг и последователь), служивший личным лекарем одного из индийских царей около 2500 лет назад.

Многое в истоках ТМ и традиционной тайской медицины до сих пор остается неизвестным. Считается, что учение Кумара Бхаши достигло территории современного Таиланда приблизительно в то же время, что и буддизм, т.е. во втором или третьем веке до нашей эры. Неизвестно, существовали ли до этого времени в регионе местные формы массажа. Точно также нельзя сказать, в какой степени китайская традиционная медицина, в частности акупунктура и точечный массаж, повлияли на теорию и практику массажа в Таиланде.

Тайский массаж в течение столетий развивался в буддийских монастырях и тайских храмах (Wat). В настоящее время буддийский храм Уат По (Wat Po) в Бангкоке является одним из центров обучения и сохранения традиций тайской медицины.

На каменных стенах Уат По, по повелению короля Рамы III (1832 г.) были высечены сохранившиеся после разрушения столицы в результате вторжения бирманцев, фрагменты древнего манускрипта – медицинского трактата. Эти древние тексты являются богатейшим и единственным источником для исследователей теоретических корней тайского массажа. Всего в них насчитывается 60 рисунков, на 30 изображен вид спереди, на 30 – сзади.

На рисунках обозначены различные энергетические линии, которые по тайски называются «сен», и расположенные на них лечебные точки (мармы); эти линии являются краеугольным камнем теоретических основ тайского массажа. Кстати, расположение и даже название некоторых из них соответствует основным энергетическим каналам, используемым в индийской йоге.

 

Направления в тайском массаже

Хотя тайский массаж – неотъемлемая часть культурных устоев страны, трудно говорить о стандартной его форме, разные мастера практикуют свои методы. Однако существует два основополагающих типа: Науд Ратчасамнак и Науд Чалеусак.

Первый из них — Науд Ратчасамнак, в основном практиковался только членами королевской семьи и монахами. Во время этого массажа могли использоваться только руки.

Второй — Науд Чалеусак практиковался обычными людьми. И во время массажи могли использоваться кроме рук также колени, локти, стопы. Таким образом, Науд Чалеусак – это тип массажа, при котором массажист может работать с клиентом превосходящим его по массе тела и росту и не испытывать при этом затруднений.

Науд Чалеусак также делится на две школы: северную и южную. Самый значительный представитель южной школы – Уат По в Бангкоке. Центр северной школы – Старый госпиталь в Чианг Май. Каждое утро там (как впрочем и во многих других школах и центрах обучения Тайскому массажу по всему Таиланду) начинается с молитвы-мантры посвященной доктору, отцу-основателю тайской медицины Дживака Кумар Бхаши:

«Мы призываем дух нашего отца-основателя доктора Дживака, который приходит к нам через его просветленную жизнь. Пожалуйста, дай нам знание всей природы и пусть эта молитва (мантра) покажет нам истинную целительную силу во Вселенной. Во имя этой мантры мы уважаем твою помощь и молимся, чтобы через наши тела ты даровал целостность и здоровье телу нашего клиента.

Исцеляющий Дух пребывает высоко в небе, а человечество – внизу, на земле. Во имя Основателя, пусть небо отразится на земле, так чтобы целительная сила могла объять весь мир.

Мы молимся за того, к кому прикасаемся, чтобы он был счастлив и освободился от любой болезни».

 

Тайский массаж и буддизм

О чем бы мне еще хотелось сказать, так это о том, что практика Тайского массажа глубоко связана с буддийским учением. Выполнение массажа понималось как физическое осуществление «Четырех божественных состояний сознания»:

  1. Мета: стремление сделать счастливыми других и способность к деятельной любви, к доброделанию.
  2. Каруна: сострадание ко всем страждущим и стремление облегчить их страдания.
  3. Мудита: радость за тех, кому повезло, отсутствие зависти.
  4. Упекха: принятие людей такими, какие они есть, без предрассудков и предубеждений.

По-настоящему хороший массажист занимается своим искусством в состоянии медитации. Он полностью осознан, сконцентрирован и в своей работе следует энергетическим потокам, проходящим через его тело и тело клиента. Даже в Таиланде есть только несколько мастеров, постигших это искусство. Большинство из них являются глубоко религиозными людьми, занимающимися также буддийской медитацией. И надо полагать есть огромное отличие между таким массажем и массажем, просто как набором различных техник и приемов (пусть даже весьма эффектных).