ОШО

Если вы хотите подробнее узнать о том кто такой Ошо, его биографию и гуманитарный, научный и духовный вклад в развитие человечества, то множество литературы сейчас доступно. Хотя я рекомендую обратиться к первоисточнику (желательно искать его книги, изданные до 2000-х годов, так как в них сохранено оригинальное повествование. В более поздних изданиях зачастую текст формируется из разных отрывков и объеденяется в нужную тему). Здесь  же я предлагаю вашему вниманию просто несколько набросков, основанных на моем личном восприятии этого феномена.

Я хорошо помню книжные развалы в 90-х годах – бородатое лицо на многих томах, строго смотрящее на меня с прилавков. Ошо или Шри Раджниш – написано большими буквами. "Еще  один странный Гуру" - думал я и проходил мимо, разыскивая то, что имело ценность для меня тогда – труды мастеров гуманистического подхода в психологии и психотерапии – Карла Роджерса, Абрахама Маслоу, Ролло Мэя, Карен Хорни...

Он приближался ко мне крадучись, очень деликатно. Я прочитал пару книг Ошо в начале двухтысячных – мне понравилась его мятежность, свежий взгляд на привычные вещи, обнажающий казалось бы очевидную и неприглядную правду нашего социального устройства. Он открыто говорил о манипулятивной, насильственной и эгоистичной природе брака, «так называемой любви», религии, политики, воспитании детей. Он давал ясность и четкие определения тому, что я и так подсознательно чувствовал, но, как «продукт» этого самого социума, не мог открыто признать. Меня вдохновляли его книги, но и расстраивали в то же время. Вдохновляли, потому что подтверждали Правду, которую я чувствовал внутри, а расстраивали, так как я не видел выхода – все это воспринималось как философия оторванная от жизни, от реальности. Ведь реальность вот она, здесь в обществе. Я  живу здесь, я хочу реализовывать себя в обществе, а не уходить в пещеру в Гималаях. Только глубинное чувство неудовлетворенности, чувство несоответствия между ощущением своей внутренней правды и теми убеждениями в моей голове «как все должно быть» недавало покоя. И Ошо говорил: – да! Твое чувство правдиво – твои (и не только твои, а всего общества) представления «как все должно быть» - успех, семья, любовь - стоят на ложной основе. Эти представления даны тебе обществом и никак не учитывают твою индивидуальность, твою уникальную природу. Напротив, цель общества – отрезать тебя от твоей индивидуальности, твоей сущности и создать «личность» - набор приобретенных качеств и черт характера, идеально подходящих под нужды социума. Социуму нужны «послушные граждане» и хорошие работники и не нужны индивидуальности, так как человек соединенный с собой, живущий из своей внутренней правды никогда не будет послушным и управляемым – это опасный для общества человек. Социуму нужны отрезанные от своих корней «личности», несчастные люди. Если же ты хочешь стать свободным, - продолжает Ошо, - тебе нужно быть бунтарем, революционером. Но революция нужна не против общества (или общественного строя), а внутренняя. Нужно кардинально изменить направление своей энергии, своего поиска. Путь к себе, своей правде и своей свободе – это путь вовнутрь. И есть проверенный веками способ для этого – Медитация.

В общем читал я его книги редко. Меня  восхищал ход и ясность его мысли, но не могу же я сидеть и медитировать – а дела кто за меня будет делать?

В то время я уже профессионально работал с людьми как телесно-ориентированный психолог и ведущий групп личностного роста и в какой-то момент почувствовал, что моей работе нужно новое измерение, новая глубина. Надо сказать, что в профессиональном плане и в личностном росте ( а при моей профессии эти две сферы жизни идут не то, что рука об руку, а почти совпадают) я никогда не останавливался в развитии (и так продолжается до сих пор), никогда не говорил себе – всё! Достаточно! Это  непрерывный процесс роста, расширения, угубления и, замечу, это увлекательный и вдохновляющий процесс.

Вот тогда-то я и повстречал на просторах сети объявление о группе Ошо Пульсаций, проводимых впервые в России Анишей Диллон. Описание группы тут же мне срезонировало – то что нужно! Свои  впечатления об этом событии, о том как Пульсации вошли в мою жизнь, об Анише, которая с тех пор стала для меня не только учителем но и сердечным другом я описал здесь.

В тот период произошло два важных события, которые открыли для меня мир Ошо. Во-первых благодаря работе с Пульсациями, а также с другими методами Ошо терапии (да - есть такое направление!) я осознал, что подход Ошо к работе с людьми – это никакая не философия, этот подход настолько практичен, насколько это только может быть! Его идея, которую он целенаправленно воплощал практически в жизнь, это найти способы помочь человеческому индивиду раскрыть свой потенциал максимально. Причем он всегда подчеркивал целостность человека. Нет нужды выбирать для развития только часть – духовную сферу, или творчество, или реализацию в социуме, в том числе и финансовую. Нет нужды уходить в пещеру, чтобы медитировать; не нужно отказываться от мирских удовольствий, чтобы расти духовно. Ошо называл такого целостного человека Новым человеком, подчеркивая этим новую парадигму развития человеческого существа, развития в целостности, в принятии всех аспектов своей природы, своей индивидуальности, не вычеркивая ничего. И только при таком условии исчезают все внутренние конфликты и противоречия, исчезает разделенность, только тогда индивидуальность человека достигает полного цветения, только тогда не остается препятствий для полного раскрытия потенциала. И,  на мой взгляд, это видение Ошо относительно человека является венцом всего гуманистического направления в западной философии, науке, медицине и психологии.

Но, как я уже говорил, это не философия. Коммунна Ошо, которая функционировала около 15 лет при его жизни и функционирует уже 25 лет после его ухода, являлась экспериментальной лабораторией по выплавке этого Нового человека. Были привлечены многие ведущие таланты из Западного мира в области психотерапии, психологии и различных направлений исследования развития человеческого потенциала, а также древнейшие, проверенные веками Восточные методы медитации, йоги, тантры, практики дзэн и боевых искусств. В этом творческом «котле» люди работали с огромным энтузиазмом и самоотдачей. Десятки тысяч людей медитировали, двигаясь к центру своего существа, катарсировали, освобождаясь от груза подавленных негативных эмоций, танцевали и праздновали, возносясь к вершинам экстаза и удовольствия. В этом котле зародились и раскрылись сотни и тысячи талантов в области музыки, искусства, психотерапии... Энергия достигала необычайных высот. Конечно во многом этому способствовало само присутствие Ошо, его энтузиазм, его энергия, его вера в потенциал человечества. Но самое важное, что люди учились находить эту силу и эту жизненную творческую энергию в глубине себя. Ошо всегда настаивал на личной ответственности каждого за свою жизнь, оборотной стороной которой является личная свобода. Любовь и Свобода – вот краеугольные камни движения к раскрытию себя, к реализации себя. И Осознанность как способ, позволяющий расти в Любви и Свободе. Осознанность,  как ясное видение своей природы, своей индивидуальности и того, что ей не принадлежит, что было привнесено социумом – «обусловленной личности».

Многие талантливые и высокопрофессиональные Ошо-терапевты сейчас работают по всему миру, помогая людям психологически исцеляться, расти, раскрывая свой потенциал, щедро делясь своим опытом и знаниями. Я упомянул выше, что существует отдельное напрвление - Ошо терапия. На самом деле, это не направление, а скорее особенность подхода в терапии. Ошо терапевты  могут использовать многие известные психотерапевтические методики, такие как Гештальт-терапия, Системные расстановки, Праймал терапия, Нео Райхианская терапия, НЛП, Эриксоновский гипноз и т.д.

Отличие в подходе этих терапевтов в том, что они несут внутри огромный опыт медитации, осознанности и движения к своей целостности. Эти люди работают не столько исходя из своих знаний, сколько из умения присутствовать «здесь и сейчас», быть в контакте со своим центром и со своим сердцем; и из этого пространства взаимодействовать с клиентом. И в таком случае исцеляющий потенциал терапии возрастает многократно. Вот почему я убежден, исходя из своего личного опыта, в том числе, что Ошо терапевты – одни из лучших терапевтов в мире. Как мне кажется,  эти люди являют собой наивысшее цветение гумманистической психотерапии. Той самой, которая зародилась в 50-60 гг. прошлого века, и которую популяризировали любимые мной Маслоу, Роджерс и др.

Второе важное событие гораздо более личное и интимное. Мне сложно говорить о нем публично, однако я все больше и больше ощущаю его огромное значение для себя, для смысла всего, что я делаю в жизни, для своего личного поиска. Это произошло около 10 лет назад примерно через месяц или два после моей первой встречи с Анишей. Это был сон. Которому, надо сказать, я не придал особого значения тогда, лишь удивился. Мне приснился Ошо. И это в то время когда я им особенно еще не интересовался (прочитал пару книжек) и все мое развитие было связано с западным подходом в терапии. Это была Индия (хотя я тогда еще не бывал в этой стране) и я был среди еще нескольких людей, с которыми меня связывало что-то необычное, - не то чтобы дружба, но какое-то качество глубокого сопричастия чему-то Настоящему. В наскольких метрах от нас стоял Ошо и молча прощался. Вдалеке была железнодорожная станция и мы знали, что он уезжает. Он просто стоял лицом к нам, чуть улыбаясь, и молча смотрел. В какой-то момент его глаза встретились с моими и я тут же почувствовал, как слезы текут по щекам. Это не была грусть или печаль от того что он уезжает. Но это было какое-то движение в груди, и просто слезы. Он смотрел, все также слегка улыбаясь какое-то время, затем повернулся и пошел по направлению к станции, а мы так и остались стоять глядя ему в след. Через несколько шагов он вновь остановился и обернулся. Наши глаза опять встретились. И все повторилось. Слезы текут и странное необъяснимое чувство в груди – как будто что-то хочет вырваться наружу. Потом мы видели как поезд уезжает, описывая красивую дугу между зеленых холмов... Я  проснулся и с удивлением обнаружил, что подушка мокрая.

Как я теперь понимаю этот сон затронул меня гораздо больше чем я готов был тогда признать себе. Я даже рассказал о нем своему терапевту, пытаясь привнести в рассказ немного иронии – мол чего только не приснится. И был удивлен его реакцией (это был Ошо терапевт, который сейчас является моим близким другом) – «почему он воспринял это так серьезно?» Позже  он объяснил мне, что как только я заговорил про сон, в комнате отчетливо проявилась энергия Ошо, а он легко мог распознать ее, основываясь на своем опыте медитации и пребывании в мире Ошо.

Здесь я хочу сказать, когда мы говорим «энергия Ошо» или «присутствие Ошо», то не имеем ввиду личность этого человека. Само слово Ошо – это не имя, а выражение того качества прикосновения к своему центру, своей сущностной энергии, которая у всех у нас есть внутри, и в то же время, это энергия всего живого, всей Вселенной. Ошо стали так называть лишь в последние пару лет его жизни. Тем самым он старался показать, что не нужно привязываться к нему как к человеку, а следует продолжать свое путешествие вовнутрь к своему центру к своей энергии Ошо. А так как он  сам постоянно пребывал в контакте со своим центром и, по сути, не являлся «личностью», то его присутствие было чистым выражением этой энергии.

Не сразу, а лишь спустя два-три года я стал понимать, что этот сон – это Зов Ошо, это приглашение (как говорит герой известной криминальной саги) от которого нельзя отказаться. Я заметил, что с тех пор полностью изменилось мое восприятие книг Ошо - я  как будто слышу его когда читаю, и чувствую...

Для меня феномен Ошо делится на два проявления – внешнее, о котором я могу долго и вдохновенно говорить. О том сколько он всего сделал для человечества, для объединения Западной и Восточной мудрости. Я  убежден, что его вклад в развитие человечества еще далеко не оценен по достоинству и что те семена, которые он посадил здесь на Земле еще долго будут приносить свои плоды и расцветать на благо всем нам.

И внутреннее – о котором я редко говорю, потому что сложно подобрать слова, сложно выразить то, что вызревает внутри и ощущается как что-то сокровенное. Но что наполняет мою жизнь глубиной и смыслом, создает в ней измерение тайны, рождает радость и благодарность от возможности быть причастным к ней. Дает  невыразимое ощущение, что я больше, чем я считаю; и это страстное желание - проникать вглубь и расширяться наружу.